Психолог для подростка

В подростковом возрасте начинают вырабатываться гормоны, меняется поведение и самоощущение. Самоконтроль затрудняется, воля ослабевает, эмоции трудно контролировать. Могут происходить эмоциональные взрывы и спады. То все хорошо, то ужасно. Меняются пропорции тела, оно ощущается как слишком не такое, «как должно быть». Меняются интересы. Происходит переоценка всего. Окружающие ожидают от тебя взрослого поведения, а ты не знаешь как это.

У взрослых возникает раздражение, и непонимание. Подросток со своей стороны так же часто не понимает родителей и по-своему трактует их реакции.
Родителям подростка
Так как я клинический психолог, я обращаю внимание на особенности психоэмоционального состояния и развития и могу попросить вас проконсультироваться у подросткового психиатра.

Почитать подробно о том, зачем обращаться к психиатру можно здесь.
Психиатр
Зачем идти к психологу? Психолог может дать подростку информацию, ответить на вопросы честно, основываясь на научные данные, помочь сориентироваться в том, что с тобой происходит, какие у этого есть причины и как справляться с тем, что не «ОК». Выслушать и не осуждать.

Когда стоит идти к психологу:

Если у тебя регулярно есть недовольство собой, ты себе не нравишься и это заметно влияет на твое настроение

Если ты регулярно чувствуешь себя одиноко, а говорить с родителями или с друзьями об этом не получается

Если есть конфликт, тебя обижают, обзывают, унижают твои сверстники или учителя

Если стали появляться мысли и состояния, которые кажутся тебе странными

Если ты думаешь о смерти, есть самоповреждение

Если ты не можешь остановиться и тебя засасывают игры

Если употребляешь различные вещества и это то, что скрашивает твою жизнь

Если родители тебя совершенно не понимают, и ты не веришь, что с ними можно договориться и т. д.
Подростку о психологии
У родителя есть "проблемы с подростком".

Если вы ищете психолога для подростка, наверное, вы видите, что что-то идет не так. Вероятно, вы уже пробовали договариваться и влиять, но это не очень помогло. Подросток может быть не заинтересован в работе с психологом изначально. Инициатива обращения исходит от родителя.

В таком случае мы начинаем общаться с родителями, и одна из первых задач это налаживание отношений и взаимопонимания между родителями и подростком. Цель работы помочь встретиться и услышать друг друга, смягчить противостояние. Найти компромиссные решения, выработать новые навыки коммуникации в семье.

В дальнейшем, если у подростка появится запрос и личный интерес, мы можем работать с ним индивидуально.

Но, с родителем по-прежнему проводятся периодические встречи, чтобы была возможность обсудить, что он видит и соотнести его видение с видением подростка.
Родитель в этой ситуации активно включён и участвует.


Подросток просит отвести его к психологу.

Сам подросток осознает, что нужна помощь. В такой ситуации, мы все равно начинаем со встречи с родителями. Это необходимо, т.к. ребенок живет в семье и его формирование происходит на фоне отношений с близкими. Дальше мы встречаемся с подростком и работаем с ним. Родительские встречи происходят не реже раза в месяц. Успех терапии подростка зависит от того, как на него реагируют близкие, поддерживают ли они его изменения.


Бывает и так, что родитель находит ребенку психолога и не хочет участвовать в дальнейшей работе.

Позиция может быть или "у меня свой психолог" или "вы специалист, разбирайтесь сами". И это самый трудный, низкоэффективный вариант.

Мотивация подростка чаще всего непостоянна, контакта с семьей у психолога нет. Родитель оплачивает консультации, но не участвует в процессе. Он не в курсе того, что происходит у подростка. Подросток начинает делать что-то по-новому и это вызывает непонимание в семье. Подросток не получает от близких поддержки и помощи, чтобы быть устойчивым в своих изменениях. А у родителя со временем, растёт непонимание и раздражение. Возникает вопрос: "За что я плачу?"
Основные причины обращения подростка к психологу
Подростковый возраст — это особенное, непростое время для всей семьи. У взрослеющего человека изменяется физиология. В связи с этими изменениями общение с подростком для родителей может быть сложным.